Философское учение аристотеля

Философское учение аристотеля

учение аристотеля  Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым- Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

1. Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта ;

2. Убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категорическим силлогизмом.

Аристотель показал, что совокупность научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, поскольку существует огромное разнообразие предметов и явлений. Поэтому он разделил все предметы и явления на так называемые категории, — объединения явлений наивысшего порядка, на которые делится все, существующее в мире. Представления о категориях — фундаментальных характеристиках вещи, та сторона научной парадигмы Аристотеля, которой мы пользуемся до сих пор. (Категории были введены им для того, чтобы упорядочить подход к познанию объекта). Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории.

В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это : сущность – количество — качество – отношение (различие в активности) – место – время – положение (находиться) – обладание (иметь) – действование (воздействие предметов друг на друга) –страдание ( испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.

С течением времени менялось содержание этих категорий, уточнялись связи между ними, но необходимость этой формы дифференциации всего сущего в мире сохранилась и остается вполне актуальной сейчас.

Естественнонаучные сочинения Аристотеля объединены в настоящее время в 4–х основных произведениях: Физика, О небе, О возникновении и уничтожении, Метеорологика и целом ряде небольших статей или отрывков из его лекций в Ликее.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первоматерию. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, «потенциальную» предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с ним и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля, которые появляются уже у Эмпедокла. Они представляют промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств — тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризуют четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух — теплого и влажного, вода — холодного и влажного, а земля — холодного и сухого.

Эти четыре элемента — основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. Позже в связи с проблемами небесных сфер Аристотель вводит пятый элемент — «пятую сущность» (quinta essentia) — эфир. В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе конкретной модификацией одной и той же первоматерии.

Аристотель впервые в истории естествознания ввел классификацию механических форм движения. Он разделил все виды движения на две группы: движение по прямой и круговое движение. При этом существует 4 вида движения по прямой:

увеличение-уменьшение
возникновение-уничтожение
перемещение в пространстве
переход в другое качество
Всякое тело имеет присущую ему естественную форму движения. Для земных тел таким естественным движением является движение по прямой. При этом тяжелые тела, состоящие из земли и воды, стремятся двигаться к центру мира, которым является центр Земли. Легкие тела, состоящие из воздуха и огня, стремятся вверх, по направлению от центра Земли. Движение, противоположное естественному, Аристотель называл насильственным и считал, что оно возможно только с помощью внешней силы. Для космических тел естественным движением будет движение по окружности. Эта форма движения является самой совершенной, так как движение по окружности бесконечно. Причинной такого вида движения является « вечный двигатель»( бог), который, сам оставаясь неподвижным, приводит в движение небесные сферы.

Очень важны открытия Аристотеля в астрономии. Наблюдая Луну, он отметил, что в различных фазах она точно соответствует тому виду, который принимал бы шар, с одной стороны освещаемый Солнцем. На основе здравого смысла он выдвинул идею о шарообразности Луны. По той же схеме, основываясь на картинах лунного затмения, он пришел к выводу о шарообразности Земли.

В космологии Аристотель свел всю сумму видимых небесных явлений и движений светил в общую систему. Он руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, натурфилософа Платоновской Академии. Аристотель считал, что в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой вращаются небесные сферы с закрепленными на них всеми известными к тому времени планетами, в число которых входило и Солнце. Вся эта система подвижных небесных сфер окружена сферой неподвижных звезд. Интересным моментом системы Аристотеля было деление мира на «Подлунный» и «Надлунный». Первый – это Земля и некоторое пространство между ней и Луной. Здесь господствуют простые формы движения – падение вниз к центру Земли и стремление вверх от нее, а все тела в этой области состоят из четырех «низших» элементов: земли, воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звезд есть область вечно равномерных круговых движений, а сами звезды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира. Именно это системное, хотя в какой-то мере и компилятивное, описание Вселенной использовал впоследствии Клавдий Птолемей, придав ему некую окончательную математическую форму, оставшуюся незыблемой до Коперника.

В области биологии главная заслуга Аристотеля – учение о биологической целесообразности, основанное на изучении строения живых организмов. Образцы целесообразности он видел в таких сферах, как развитие органических структур из семени, различных проявлениях инстинкта животных, взаимной приспособленности органов животных и растений.

В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Прежде всего, он разделил живую природу на две части: мир животных и мир растений. Животные разделены в его классификации на две группы –с кровью и бескровные. Животные с кровью делились далее на четвероногих живородящих, четвероногих яйцекладущих, двуногих (птицы) и безногих (рыбы). Бескровные включали в себя насекомых, моллюсков, пауков и т.д. Он выделил ряд групп, не подходящих под его классификацию. Это киты, дельфины, змеи, летучие мыши.

Ученый впервые в истории науки выдвинул идею взаимосвязи между природными объектами. Обобщая фактический материал, он отмечал наличие переходных форм между неодушевленными предметами и растительными и животными организмами. В «Истории животных» Аристотель отмечал, что растения по сравнению с животными почти не одушевлены, а по сравнению с неживым объектами ( минералами) одушевлены. В XVIII веке такое восхождение видов будут называть «лестницей существ» — жизнь восходила со временем по этим ступеням: более высокие ступени появились во времени позже, чем более низкие. У Аристотеля, напротив, все ступени сосуществуют от века, они вечны и неизменны. Тем не менее, своей идеей градации и иерархизации форм жизни, он подготовил эволюционизм. Поэтому его часто называют родоначальником эволюционистской биологии.

Между прочим, для сбора материалов по систематике и биологии живых организмов Аристотель использовал несколько тысяч человек, как бы мы сказали сейчас – коллекторов, которые собирали по специальным заданиям эти материалы и образцы. А саму эту уникальную возможность создал для Аристотеля его царственный ученик – Александр Македонский, выделивший для этих целей громадную сумму денег – 800 талантов.

Помимо фундаментальных разработок в логике, космологии и биологии, Аристотель провел огромную работу по систематизации и развитию научных представлений в других сферах человеческой деятельности – этике, эстетике, политике, педагогике, экономике.

Аристотель создал «Ликей», своеобразную школу, каждый ученик которой был специалистом в определенной сфере знаний, хотя некоторые, в подражание своему учителю, тоже были, так сказать, «специалистами широкого профиля». Так, Феофраст занимался ботаникой, этикой и политикой; Эвдем – историей науки; Стратон — физикой; Дикеарх – культурой; Аритоксен – теорией музыки и т.д.

Наиболее характерной чертой школы была свобода в проявлении собственного мнения, отсутствие давления со стороны патрона, наоборот, поощрение инакомыслия при условии, что оно было оправданным эмпирически или логически. Эта особенность школы, наряду с поддержанием весьма высокого научного уровня ее работы, позволила ей просуществовать более восьми столетий.

Учение Аристотеля было «высшей точкой» развития античной науки. Именно Аристотелем была сформирована первая в истории науки естественнонаучная парадигма. Это учение ознаменовало собою конец второго, наиболее продуктивного, этапа развития древней науки.

После Аристотеля сохранилась, как уже сказано, его школа, действовала и Академия последователей Платона, появились новые течения, школы стоиков, скептиков, эпикурейцев. Последовавшие за Аристотелем поколения ученых развивали, уточняли его парадигму и расширяли области ее применения, то есть занимались, по определению Т.Куна, нормальной наукой.

В статье Новый вариант большого взрыва и новый 1000 вопрос рассматривается очень красивая и интересное, но по своей сущности весьма фантастическая идея.

Философское учение аристотеля: 2 комментария

  1. Оргршолршнщашп

    [Ответить]

    Аноним Reply:

    Шзшщдвыфирпжвыщретыгриолжркеуьэщшщшжчевошзщпцрасшщзмпалшвпатожрчжркцфпщэпжшлфкупшл,яршлпрщзэйце6шдн22кж7щ78ъ43й84 з7жн4уъ83цн4поац8

    [Ответить]

Обсуждение закрыто.

Обсуждение закрыто.
777