Phoenix Criminal Lawyer
ноября 15, 2009

 


 


Естествознание в древнем Риме  С одной стороны под римской наукой можно понимать всю науку, которая развивалась в период Римской империи на огромной территории, включавшей в себя и Грецию, и Египет, и Пергам. Однако мы будем говорить только о вкладе, который внесли в нее сами римляне.

Захватив Грецию и позаимствовав от нее достижения в области философии и искусства, римляне прошли мимо огромных достижений греческой науки. За пять веков своего существования они не сделали ни одного существенного открытия в области наук о природе. Рим дал миру великих поэтов, юристов, моралистов и историков и ни одного мыслителя в области естественных наук. Однако, игнорируя теоретическую науку, они сделали ряд открытий в прикладных дисциплинах – строительстве, медицине, сельском хозяйстве и военном деле.

Единственным ученым – энциклопедистом Древнего Рима можно считать Тита Лукреция Кара, создавшего поэму «О природе вещей». Однако и этот ученый лишь изложил концепцию греческого атомиста Эпикура практически без всяких дополнений и комментариев со своей стороны. При описании принципов эпикурейской атомистики, он особенно много места уделял анализу принципов движения атомов. Так же как и его учитель, он выделил три вида движения:

равномерное, прямолинейное
под действием силы тяжести
спонтанное внутреннее, вызывающее отклонение от прямой линии
Лукреций, как и Эпикур, подчеркивал, что каждый атом состоит из нескольких наименьших неделимых частей, а размеры самих атомов ограничены. Отсюда делается вывод, что атомы не могут быть бесконечно разнообразны по своим формам. Неделимые части не могут существовать вне атома. Говоря в терминах современной физики, «наименьшие части» Эпикура и Лукреция – это элементарные частицы.

В книге также развивается концепция множественности миров, которые, как и все другие вещи, рождаются и гибнут. Следовательно, погибнет и наш мир согласно единому закону природы.

Достижения римлян в области сельского хозяйства впечатляют. В Древнем Риме земледелие было весьма уважаемым занятием, и знатные граждане сами вникали в дела своих латифундий. Можно выделить две теоретические работы в области сельского хозяйства. Это трактат Катона Старшего и основательная энциклопедия сельского хозяйства Колумеллы.

В своей книге, написанной в форме наставлений к сыну, Катон описывает способы посева, обработки, уборки и сбыта основных сельскохозяйственных культур, управления поместьями, приводя экономические расчеты эффективности труда работников на плантациях различных культур.

Колумелла, выходец из знатной патрицианской семьи Юниев, получил прекрасное образование, имел звание военного трибуна, и, выйдя в отставку, занялся земледелием. Его трактат « О сельском хозяйстве» в 12 книгах обобщил опыт римского земледелия. В нем он дает советы по поводу наиболее рационального устройства имения, по агротехнике виноградников, фруктовых деревьев, зерновых культур. Несколько книг посвящено животноводству, пчеловодству, птицеводству и рыбному хозяйству. В последней книге идет речь об обязанностях управляющего имением. Основная мысль работы — упадок италийского сельского хозяйства связан с невежеством людей, управляющих имениями и работающих на земле. Поэтому его трактат является чем-то вроде учебника для сельских хозяев.

Общеизвестны достижения римлян в строительной практике. До нас дошли две интересные теоретические работы, дающие представление о технике строительства. Это трактат Витрувия «Об архитектуре» и работа Фронтина «О римских водопроводах». Работа Витрувия дает нам представление о применяемых в строительстве машинах, методах предварительной разведки местности, строительных материалах. Приводятся основные принципы строительства храмовых зданий, дается различие между тремя основными греческими ордерами. Затем идут сведения о строительстве частных домов и способах их отделки. Значительная часть книги посвящена строительству в Греции. В целом, это первый дошедший до нас полный технический трактат.

Работа Фронтина касается частного вопроса строительства водопроводов и содержит ряд сведений по гидрологии.

Не создав ничего нового в науке, римляне оказались прекрасными энциклопедистами – собирателями информации о научных достижениях своих предшественников. В этой области знаний представляет интерес работа Марка Терренция Варрона. Варрон — человек энциклопедического ума и образованности — стал для современников идеалом римского ученого. Он написал около 600 работ по всем областям научного знания. Представляет интерес его « Энциклопедия» в девяти книгах, в которой дается обзор грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии, музыки, медицины и архитектуры. Энциклопедия Варрона явилась образцом для всех последующих работ в этом жанре. Она стала основой для двух циклов средневекового образования – тривиума и квадривиума. Эти циклы включали в себя семь основных дисциплин, упоминаемых Варроном, за исключением медицины и архитектуры.

И последнее, на чем мы остановимся — работа Плиния Секунда Старшего « Естественная история » в тридцати семи томах. Этот труд сохранился до наших дней и являлся основным источником информации об античности и любимым чтением для многих выдающихся ученых последующих эпох. В этой работе представлен огромный фактический материал, собранный самим автором путем наблюдений за природой, а также из различных научных источников. Наряду с этим, трактат содержит огромное количество фантастических и просто сказочных сведений о странах, народах, животном и растительном мире.

На рубеже Античности и Средневековья резко замедлилось накопление естественнонаучных знаний. Резко активизировалась религия, да и сама философия стала принимать все более религиозный характер. Почему это происходило? Во-первых, потому, что на рубеже эпох не нашлось личности, близкой по своему масштабу к Платону и Аристотелю. Поэтому вся научная деятельность сосредоточилась на толковании идей этих двух мыслителей. Кроме того, некоторые постулаты Аристотеля при том уровне науки доказать было просто невозможно. Для этих доказательств не было ни методов, ни технических возможностей. Эта ситуация приводила к обожествлению природы. Этому были не чужды и сами Платон и Аристотель. Но Аристотель, полагая наличие Создателя обязательным, доказывал, что последующие изменения в природе происходят естественным путем. А их популяризаторы и эпигоны были вынуждены прийти к выводу, что Боги, а в последствии единый Бог, действуют с самого начала и постоянно. Разочаровавшись в возможности познания природы, люди стали искать объяснения всему происходящему в сверхъестественных источниках познания – в мистицизме и религии. Началась средневековая эпоха.

В статье Новый вариант большого взрыва и новый 1000 вопрос рассматривается очень красивая и интересное, но по своей сущности весьма фантастическая идея.

 

Комментировать